Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Челябинский Государственный Театр Кукол имени В. Вольховского

Александр Борок: главное любить того, кто рядом

01.06.2016
Александр Борок: главное любить того, кто рядом

Главный режиссер Челябинского театра кукол, заслуженный артист РФ, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Борок о том, что такое дети, любовь и театральный обман.

О любви и спектаклях:

Это очень необычная книга. Это история и для детей, и для взрослых. В любом случае хорошая книга не имеет конкретного адресата. Так же, как и любовь. Просто любовь — она очень многоплановая. Есть словосочетание всего из трех слов: «Я тебя люблю». Но произнося его, можно выразить массу чувств. Все зависит от интонации: можно сказать «Я тебя люблю» ненавидя, а можно любя. А спектакли — они же все про любовь. И наш начинается с того, что кролик любит только себя, и как бы его ни любили, ему это абсолютно безразлично. Но со временем он начинает понимать, что главное — любить того, кто оказывается рядом. И он полюбил не только девочку, которая стала его хозяйкой, но и всех людей, кого встретил.

Расшифровать, какая любовь присутствует в нашем спектакле, невозможно, но она здесь есть.

Идеальная любовь — это любовь к ребенку. Она без изъянов. Потому что ты любишь вне зависимости от того, как к этому человеку относятся все остальные. Ты его любишь не за что-то, а просто за то, что он есть.

А вот ходить и любить всех — это сложно. Я абсолютно нормальный человек в этом смысле. Я люблю Хармса.

О постоянстве ребенка:

Дети и правда не меняются. Они же ангелы, а как ангелы могут меняться? Но они не одинаковые, они все разные. И являются прежде всего детьми. Ничто внешнее на них не влияет, и что бы ни происходило, они всегда остаются теми же самыми трепетными существами. Которые верят, что эти куклы живые. И вот это чувство я ценю больше всего: какой бы страшной кукла на сцене ни была, ребенок верит, что это живое существо.

О детях внутри нас:

По мне так детскость не заканчивается никогда и ни у кого. Я часто ловлю себя на этой мысли. Я еду в поезде, едет вместе со мной какой-то дяденька и читает газету. А я вижу, каким мальчиком он был. И он остался этим мальчиком. Просто он подрос, стал побольше, отрастил бороду, он теперь умеет читать газету. Этот мальчик играет во взрослого, и все мы такие же. Понятно, что снежный ком катится, чем-то мы обрастаем, но внутри сидит ребенок.

Иногда бывает, что и не вижу я ребенка. Он где-то умело спрятан, и надо подольше его искать, попристальнее всматриваться. Чаще всего когда смотришь на человека, он закрывается. Но если он не видит, что за ним наблюдают, — вот тогда дети из него и прут.

Все мы, повторюсь, дети. Какими были, такие и есть. Просто набрались. Опыта и учений.

О педагогическом гении:

В любом поколении есть замечательные и талантливые люди. Им неважно, в какую школу они пришли. Точнее, им, может, и важно, но для мира неважно. Все равно, где бы они ни учились, они начнут творить то, что им предназначено.

Основная педагогическая заслуга — это не научить, а отобрать из всех, кто поступает, тех, кому надо дать возможность научиться. Учиться они будут сами, но главное, найти их среди всех. И тот, кто умеет искать, он и есть педагогический гений.

О желании валять дурака:

Все дети одинаковы, и все актеры одинаковы. Главное их предназначение — актерская природа, душа. И, конечно, желание валять дурака, неважно, в каком театре или в цирке ты работаешь. Понятно, что иногда мы, актеры, работаем серьезно, а иногда с юмором и иронией, но желание валять дурака — это одно из шил, которые действуют и побуждают тебя выходить на сцену.

О театральном обмане:

Я актер, у меня сегодня спектакль по Антону Павловичу Чехову. Ставим «Чайку», и я сегодня Треплев. На самом деле это не так: я есть я. Но сейчас вас, зрителей, обманываю и говорю, что я Треплев. А вы обманываться рады. И все зависит от того, насколько искренне актеру удается этот обман. Правда, театр — обман в хорошем смысле слова. Это одно из наших предназначений.

Алена Никулина

Организатор фестиваля «Театральный синдром» – Фонд Михаила Прохорова.

Фестиваль проводится при поддержке Правительства Красноярского края и Администрации города Красноярска.

Челябинский государственный театр кукол имени Валерия Вольховского в рамках фестиваля «Театральный синдром» представил постановку «Удивительное путешествие кролика Эдварда» по сказке Кейт ДиКамилло.